Loading...
Error

Новое в налогообложении недр и природных ресурсов

 
Автор Сообщение

radjiv Пол:Муж

09-Сен-2009 12:48

Новое в налогообложении недр и природных ресурсов


Официальные документы: новости
1. Пользование недрами: утвержден Регламент по проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами
(Приказ Минприроды России от 17.06.2009 N 156 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами")
Утвержденный документ содержит подробные правила проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, некоторые из которых являются новыми. В частности:
- утвержден образец заявки на участие в конкурсе и аукционе;
- приведен исчерпывающий перечень данных, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе и аукционе;
- регламентированы единый график приема заявок и сроки проведения конкурса и аукциона;
- определено, что официальным средством массовой информации для опубликования извещений о проведении конкурсов и аукционов, а также их результатов является бюллетень "Недропользование в России". Извещения публикуются также на официальном сайте Роснедр в установленный срок;
- предусмотрено, что решения аукционных и конкурсных комиссий принимаются открытым голосованием;
- установлено, что при вскрытии конвертов с заявками и технико-экономическими предложениями вправе присутствовать представители заявителей;
- описан порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, проводящих конкурсы и аукционы, и их решений.
В целом утвержденный Регламент делает процедуры проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами, а также участия в них более понятными и прозрачными.
На момент выхода рассылки Административный регламент не опубликован. Он вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
2. Статистическая отчетность: утверждена новая форма по добыче минеральных подземных вод
(Приказ Росстата от 30.07.2009 N 156 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод")
Росстат утвердил годовую форму федерального статистического наблюдения N 3-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод", которая вводится в действие с отчета за 2009 г. Срок представления данной формы - 20 января.
Отчитываться по ней должны юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, которые имеют лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) минеральных подземных лечебных и природных столовых вод. Форма заполняется в течение всего срока действия лицензии отдельно по каждому участку недр.

Судебная практика: новые спорные ситуации
1. НДПИ: для применения нулевой ставки по потерям полезных ископаемых не требуется их измерение инструментальным путем
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 N Ф04-1948/2009(4045-А75-49), Ф04-1948/2009(4043-А75-49) по делу N А75-5350/2008)
Общество применяло ставку 0 руб. при расчете налога в части нормативных потерь при добыче нефти. Однако, по мнению инспекции, поскольку налогоплательщик не замерял фактические потери нефти, применение нулевой ставки неправомерно. Учетной же политикой организации предусмотрено определение количества добытого полезного ископаемого прямым методом, то есть с применением измерительных средств и устройств.
Суд пришел к выводу, что фактические потери нефти определяются расчетным методом, их измерение инструментальным путем законодательством не предусмотрено. Так, согласно п. 3 ст. 339 НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого ископаемого. Таким образом, налогоплательщик не нарушил данный порядок определения фактических потерь. Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-9991/09 отказано в передаче данного дела в Президиум.
Аналогичный вывод сделан в Постановлениях ФАС Уральского округа от 26.02.2008 N Ф09-592/08-С3 по делу N А71-4392/07, от 26.02.2008 N Ф09-499/08-С3 по делу N А71-3366/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.08.2009 N Ф04-4819/2009(12575-А75-31) по делу N А75-7509/2008.
Официальной позиции по данному вопросу нет.
2. Налог на прибыль: затраты на ремонт ликвидированных скважин уменьшают прибыль. Перевод скважин в бездействующий фонд не основание для прекращения их амортизации
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2009 N Ф04-1948/2009(4045-А75-49), Ф04-1948/2009(4043-А75-49) по делу N А75-5350/2008)
Общество ремонтировало ликвидированные скважины, принимая при этом НДС к вычету, а затраты учитывало в целях исчисления налога на прибыль. Кроме того, организация учитывала суммы амортизации по скважинам, переведенным в бездействующий фонд.
По мнению инспекции, такие расходы не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и не связаны с деятельностью, облагаемой НДС, поэтому они не уменьшают налогооблагаемую прибыль, а суммы НДС по ним к вычету не принимаются.
Суд принял сторону налогоплательщика, указав при этом, что специфика деятельности нефтедобывающей организации предполагает владение ликвидированными скважинами, которые не всегда участвуют в добыче, хранении и подготовке нефти и газа, однако без них эксплуатация месторождения была бы невозможна. Согласно лицензии недропользователь обязан следить за техническим состоянием ликвидированных скважин. На основании этого же НДС по затратам на ремонт ликвидированных скважин принимается к вычету.
Что же касается амортизации скважин, составляющих бездействующий фонд, то, как указал суд, ст. 256 НК РФ не требует прекращать начислять ее в случае временного неиспользования амортизируемого имущества. Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-9991/09 отказано в передаче данного дела в Президиум.
Действительно, понятие "ликвидация скважины" не означает ее физического исчезновения. Согласно "Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22) пользователь недр обязан регулярно контролировать состояние ликвидированных скважин и производить их ремонт. Более того, предусмотрены такие процедуры, как восстановление ликвидированных скважин и повторная ликвидация.
Что касается бездействующих скважин, то "Правилами охраны недр" (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71) предусмотрено, что эксплуатационный фонд скважин подразделяется на действующий фонд, бездействующий и фонд скважин, находящихся в освоении.
Официальной позиции по данному вопросу нет.
3. Налог на прибыль: расходы на рекультивацию земель введенных в промышленную эксплуатацию месторождений признаются единовременно
(Постановление ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/7049-09 по делу N А40-43834/08-140-136)
Организация рекультивировала нарушенные и загрязненные земли и учитывала затраты в периоде фактического выполнения работ. По мнению инспекции, эти суммы относятся к расходам на освоение природных ресурсов и признаются при расчете налога на прибыль равномерно в течение пяти лет (п. 2 ст. 261 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам приравниваются затраты на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 НК РФ. В силу п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются затраты на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. К ним, в частности, относятся расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками при строительстве и эксплуатации объектов.
Суд указал, что рекультивация проводилась не на стадиях, указанных в п. 1 ст. 261 НК РФ, то есть не при геологическом изучении, разведке полезных ископаемых или проведении работ подготовительного характера. Затраты на рекультивацию земель введенных в промышленную эксплуатацию месторождений не соответствуют критериям, установленным для расходов на освоение природных ресурсов. Поэтому налогоплательщик правомерно учитывал расходы на рекультивацию на основании пп. 1 п. 7 ст. 254 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Московского округа от 26.04.2006, 19.04.2006 N КА-А40/3139-06 по делу N А40-29736/05-90-225.
В Письмах от 28.03.2007 N 03-03-06/1/177, от 29.01.2007 N 03-03-06/1/44 Минфин России признал включение затрат на рекультивацию в состав расходов на освоение природных ресурсов правомерным. При этом финансовое ведомство не уточняет, применяется такой подход на любой стадии разработки месторождения или нет.

Авторские материалы: комментарии, консультации, аннотации
1. НДПИ: чтобы доказать наличие в добываемой воде полезного ископаемого (минеральной воды), инспекция должна назначить проведение химического анализа
(Консультация эксперта, Минфин России, 2009)
Автор рассмотрел вопрос о доначислении НДПИ, пеней и привлечении к ответственности организации, которая ведет добычу подземных вод и не уплачивает НДПИ. При этом химический анализ воды не проводился.
Налогоплательщик добывал питьевые подземные воды из скважины по лицензии на хозяйственно-питьевое, производственное водоснабжение и промышленный розлив. В связи с этим инспекция сочла, что добываемая вода пригодна для промышленного розлива в качестве минеральной питьевой воды, следовательно, она является полезным ископаемым. А поскольку налогоплательщик НДПИ не уплачивал, налоговый орган доначислил налог, пени и привлек организацию к ответственности.
В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы (минеральные воды), являются добытыми полезными ископаемыми. Однако инспекция, чтобы установить, содержит ли добываемая налогоплательщиком вода полезные ископаемые, должна назначить проведение химического анализа воды. Поскольку налоговый орган этого не сделал, автор приходит к выводу, что принятое решение является неправомерным.
При этом автор сослался на выводы Пленума ВАС РФ, сделанные в Постановлении от 18.12.2007 N 64, а также на постановления ФАС Западно-Сибирского округа.
2. Платежи за пользование недрами: ФНС России не вправе их администрировать
(Консультация эксперта, Минфин России, 2009)
Рассмотрен вопрос о правомерности привлечения налоговым органом к ответственности за несвоевременную уплату регулярных платежей за пользование недрами.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" администратором регулярных платежей за пользование недрами является Федеральная налоговая служба.
Автор приводит Письмо ФНС России от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 о том, что регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", который не является актом законодательства о налогах и сборах, поэтому налоговые органы при проверке уплаты регулярных платежей не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные гл. 16 НК РФ. Также согласно официальной позиции ВАС РФ к отношениям по уплате регулярных платежей за пользование недрами не применяются положения ст. ст. 75, 122 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 N 11295/08 и Определение ВАС РФ от 31.10.2008 N 11295/08). Поэтому решение инспекции о привлечении организации к ответственности за нарушение порядка уплаты регулярных платежей неправомерно.
ФНС России в данном Письме упоминает о своих неоднократных обращениях в Минфин с указанной проблемой, однако в настоящий момент вопрос по-прежнему остается нерешенным.
3. Платежи за пользование недрами: объем буферного газа не учитывается при расчете регулярных платежей за эксплуатацию подземных хранилищ газа
(Консультация эксперта, Минфин России, 2009)
Согласно ст. 43 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 за предоставление пользователям недр исключительных прав на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе сооружений для хранения углеводородов), взимаются регулярные платежи.
Автор отмечает, что ранее арбитражные суды указывали на необходимость исчислять регулярные платежи исходя из полного объема газа, который можно хранить в подземном хранилище газа (ПХГ), то есть включать в расчет еще и объем буферного газа (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 20.10.2005 N А54-409/2005-С2, ФАС Московского округа от 21.05.2008 N КА-А40/3937-08, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 N 09АП-14185/2008-АК). Однако Президиум ВАС РФ занял противоположную позицию, указав, что размер регулярных платежей необходимо исчислять исходя из объема только активного газа (Постановление от 10.02.2009 N 11295/08).
В обоснование своей позиции ВАС РФ указал, что буферный газ - это постоянная величина объема газа, которая закачивается в ПХГ однажды и на весь срок действия ПХГ. Буферный объем газа не участвует в процессе цикличности работы ПХГ, вторично не закачивается и не отбирается. Поэтому количеством продукции, подлежащей хранению в ПХГ, которое указано в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения, является объем активного газа. Для исчисления регулярных платежей должен быть принят только объем активного газа без учета буферного.

bill clinton Пол:Муж

01-Окт-2010 10:01

это всё хорошо... но на конечных жителях страны это ни как не отразится... а того хуже - опять цены вырастут

18-Ноя-2012 18:42

Топик был перенесен из форума Правовые новости в форум Архив


dj_maxx
 

Яндекс.Метрика powered by Sphinx


В Н И М А Н И Е
Сайт не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь бесплатно и без коммерческой выгоды (не требуя взамен платы,
SMS и т.д.) предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм.
Убедительная просьба с жалобами обращаться напрямую к пользователю, разместившему торрент файл.

Вверх